Подворье Патриарха Московского и всея Руси

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

В Покровском-Стрешневе

Пн25092017

Back Вы здесь: Главная О Храме О Храме История

История Храма

  • Текстовая история храма

  • Видео история храма и усадьбы

Мозаичная фреска Пресвятой Богородицы

на Западном фасаде

Каменная церковь в усадьбе Покровское­ Стрешнево сооружена в первой трети XVII века дьяком Разрядного приказа Михаилом Феофилатьевичем Даниловым. Впервые она упоминается в приходных книгах Патриаршего Казенного приказа 1629г. - «...новоприбылая церковь Покрова Святей Богородицы, да в приделах Чуда Архистратига Михаила, да Алексия Чудотворца в вотчине разрядного дьяка Михаила Данилова, в селе Покровском­ Подъелки». Церковь была построена, вероятно, не ранее 1622 г., коrда М.Ф. Данилов приобрел «пустошь на реке Чернушке» у боярского сына Андрея Федоровича Палицына, одного из «перелетчиков», присягнувших Лжедимитрию II, чей: Тушинский лагерь располагался в 1608 г. за речкой Химкой всего в паре верст от Подъелок.

Сильно искаженная многочисленными перестройками и ремонтами XVIII - XIX вв., церковь практически утратила характер своей первоначальной архитектуры. Исследования, проведенные в ходе реставрационных работ 1930-х гг. позволили предположительно реконструировать ее облик в XVII столетии. Небольшее по размерам здание состояло из приземистого четверика1 основного объема и трапезной с западной стороны.

Отличительной особенностью храма являлось (так же как и сейчас) отсутствие на восточном фасаде алтарного выступа. Перекрытый сомкнутым сводом четверик, подобно близким ему по времени московским храмам, по­ видимому, завершалея «горкой» кокошников, увенчанных одной главой. Широкие лопатки2 равномерно членили его фасады на три прясла3; в центре северного был устроен дверной проем, оформленный перспективным порталом. Еще одной особенностью храма являлись небольшие узкие вентиляционные окошки,
располагавшиеся на восточном фасаде почти вплотную со световыми окнами. Одно из таких стрельчатых окошек сохранилось до наших дней, и его можно увидеть на восточном фасаде храма меж двух, расширенных позднее, световых окон.

В ходе раскопок под полом храма были обнаружены основания двух массивных кирпичных столбов, конструктивно неоправданных в существующем объеме. Эго позволяет предположить, что в ходе строительства первоначальный, более масштабный проект церкви был изменен по неизвестным причинам.

Существует также мнение, что церковь бьmа построена в самом начале XVII в., а около 1629 г. к ней лишь была пристроена трапезная. Интересно, что последующие владельцы усадьбы также предпочитали считать свою церковь более древней. В бумагах генерал-аншефа Петра Ивановича Стрешнева есть упоминание о надписи, которую в 1770 г. он распорядился сделать на северной стороне храма: «В лето от сотворения мира 7108, от Рождества Христова 1600 в подмосковной вотчине в селе Покровском сооружена сия святая церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и освящена октября в 1 день и после 1770 года через 170 лет как видима, нерушима в совершенной крепости стоит». Эго свидетельство, однако, не находит подтверждения в известных письменных источниках, и вопрос о точной дате сооружения здания остается открытым.

Первая капитальная перестройка церкви, в результате которой ее архитектура приобрела барочные черты, сохранившиеся до сих пор, была сделана в 1750 г. по инициативе тогдашнего владельца усадьбы Петра Ивановича Стрешнева. Плановая конфигурация здания была оставлена без изменений; гладкие лопатки на фасадах сменили пилястры4 из грубо отесанного природного камня; световые окна были расширены, получив характерные для середины XVII столетия ленточные наличники с замковыми камнями; вместо «горки» кокошников появилась простая четырехскатная крыша. Тогда же в трапезной были упразднены оба придела (Чуда Архистратига Михаила и Алексия Чудотворца), и церковь стала однопрестольной.

Вид на стену и церковь со стороны

Волоколамского шоссе

Несколько позднее, вероятно, в 1760-х гг. композиция здания была дополнена трехъярусной колокольней, сооруженной П.И. Стрешневым с западной стороны трапезной. До этого колокола висели на деревянных столбах. В таком виде церковь просуществовала почти до конца XIX в., претерпевая незначительные изменения в ходе
периодических ремонтов.

Во время наполеоновского нашествия в усадьбе стоял отряд французских драгун, церковь была осквернена, - в ней была устроена конюшня. Храм переосвятили в 1812 г. сразу после разгрома французов и контрнаступления русских войск. В 1822 г. Елизавета Петровна Глебова­ Стрешнева, обращаясь к архиепископу Филарету (в миру Василий Михайлович Дроздов), писала: «... на Покровекай церкви снаружи штукатурку надо местами подправить и стены окрасить и кровлю. Также внутри церкви по низу сделать панели и на стенах штукатурку и писание подправить же, не касаясь святого Престола. Того ради, Ваше Высокопреосвященство, прошу снаружи и внутри церкви ветхости исправить на сборные, а в случае недостатка - на собственные свои средства, не касаясь свечной суммы, дозволить учинить Архипастырскую резолюцию». Клировые ведомости за 1825 г. указывают, что церковь была «в твердости и утварию достаточна». Возможно, в первой трети ХIХ в. был перестроен верхний ярус колокольни.

Некоторые интересные сведения о внешнем и внутреннем облике Покровской церкви содержатся в метрике, составленной 10 февраля 1887 г. - « ... кровля на сводах на четыре ската из листоваrо железа, выкрашена краскою. Фонаря на сводах нет, и устроено на них предглавие, без всякия украшений. Глава на церкви одна, покрыта белым английским железом. Кресты на главах железные, обложены позолоченною медью, восьмиконечные ... Пол лещадный одинаковый в алтаре, храме и притворе ... Алтарь одночастный ... Престол деревянный ... Иконостас новаго устройства с колоннами ... Церковныя стены не расписаны ... » В это время настоятелем храма был священник Сергий Никольский, выпускник Вифанской Духовной Семинарии.

Во второй половине ХIХ в. небольшой храм перестал соответствовать нуждам значительно увеличившегося прихода. Владелица усадьбы княгиня Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева, не желая перестраивать древнюю церковь, на протяжении ряда лет безуспешно пыталась добиться от епархиальных властей разрешения приписать часть прихожан Покровской церкви к другому приходу.

В 1894 г. по просьбе прихожан села Покровское-Подъелки Московская Духовная Консистория направляет прошение в Строительное отделение при Московском Губернском Правлении о расширении церкви. В прошении предлагалось « . . . расширить трапезу на южную и северную стороны, сделать во вновь построенной трапезе вместо имеющегося в существующей трапезе деревянного потолка кирпичный свод в уровень со сводами настоящей церкви, сделать места на правой и левой стороне для алтарей, и устроить два престола, две печи и лещадный пол». Проект реконструкции, выполненный классным архитектором Георгием Александровичем Кайзером еще в 1886 г., был одобрен Строительным отделением 25 апреля 1896 г., «означенный проект утвердить и по надлежащем засвидетельствовании возвратить в Духовную Консисторию для дальнейшего распоряжения».

Согласно проекту старая траnезная была разобрана практически полностью (сохранился только небольшой фрагмент ее западной стены, примыкающий к колокольне). Были пристроены два новых придела - Святителя Николая Чудотворца и Святых Апостолов Петра и Павла. Все работы по перестройке финансировал П.П. Боткин, член товарищества чайной торговли «Петр Боткин и сыновья», снимавший в Покровском дачу. Возможно, придел Петра и Павла соответствовал его небесному покровителю.

Приделы Святых Апостолов Петра и Павла (слева) и Святителя Николая Чудотворца (справа). Построены в 1896 г.

В 1905 г. художник С.К. Варов расписал стены и потолок церкви живописью. В 1925 г. живопись была промыта и поновлена художником-реставратором А.Я. Вашуровым, специалистом по древнерусскому искусству.

В 1931 г. протоколом заседания Мособлисполкома церковь решено было закрыть. Есть, однако, и свидетельства, что она была закрыта по распоряжению ВЦИК от 1932 г. Тогдашнего настоятеля храма, священника отца Петра (Вележева) арестовали и продержали три года в тюрьме.

После Великой Отечественной войны в храме размещалась топливная лаборатория НИИ гражданской авиации, - был разобран верхний ярус колокольни, утрачена глава храма, а по сторонам трапезной сделаны кирпичные пристройки. Полностью было утрачено оформление интерьера. К концу 1970-х -началу 1980-х гг. некоторые проемы были расширены, на фасадах наблюдалось выветривание лицевой поверхности кирпичной кладки, часть деталей фасадного декора была потеряна.

Такой увидели церковь прихожане в 1992 г. Вид со стороны Северного придела (Святителя Николая Чудотворца).

Реставрационные работы на памятнике велись в конце 1980-х - начале 1990-х гг. объединением «Росреставрация». Автор проекта - архитектор С.А. Киселев. В ходе реставрации были уничтожены поздние пристройки, восстановлены верхний ярус и завершение колокольни, глава храма, а также растесанные оконные проемы и детали фасадного декора.

Проект реставрации, помимо восстановления облика здания на конец ХIХ в. предусматривал также фрагментарное восстановление декоративных элементов XVII в. (окон, решеток, северного портала и лещадных полов), обнаруженных в ходе исследования памятника. Однако в настоящее время восстановлено только одно первоначальное окно, расположенное на восточном фасаде.

В 1992 г. постановлением правительства храм Покрова Пресвятой Богородицы был передан Русской Православной Церкви, и начался сбор средств на ее восстановление. В сентябре 1993 г. протоиереем Борисом  Малевичем  был отслужен молебен «На начало всякого доброго дела». Первое время православные собирались на молебен по воскресеньям при еще не заделанных окнах. Чтобы скорее начать богослужение, установили временную утепленную перегородку, отделив Петрепавловский придел от основного здания храма, отремонтировали окна. Постелили временньrй деревянньrй пол, покрасили стены и потолок. Для сохранения тепла к помещению, отапливаемому электричеством, был пристроен временный притвор, о.Борис с сыновьями установили в приделе иконы, а столяры устроили алтарь и временный иконостас.

6 декабря 1993 г. храм был освящен полным чином. Много трудов и средств вложили в свой храм прихожане. За зиму 1994 г. были заменены кровли и установлен купол и крест. На Рождество 1995 г. для одиноких стариков при храме была организована елка с детским концертом и вручением подарков. В памяти первых прихожан залечатлелся и праздник Святого Богоявления 1995 г., когда после литургии крестным ходом прихожане проследовали на Иордань и о. Геннадий Трохин освятил источник в парке. Во время молебна солнце ярко освещало иконы, хоругви и счастливые лица людей.

Мозаичные фрески Святителя Николая Чудотворца (слева) и Святых Апостолов Петра и Павла (справа). Выполнены мастерами из Беларуси в 2006 г.

Работы по восстановлению церкви продолжаются и по настоящее время. В мае 2006 г. белорусскими мастерами под руководством Сергея Ивановича Бышнева была закончена последняя из трех мозаичных фресок, украшающих фасады храма.

Существующий ныне в храме двухъярусньrй иконостас с иконами, выполненными в Художественно­-производственном предnриятии Русской Православной Церкви в Софрине, в идее цветных литографий под древнерусскую живопись, установлен в 1996 г. Интерьер заново расписан в 1988 - 2000 гг.

Интерьер храма. Вид на иконостас (слева) и фрагмент росписи свода (справа).

Сложная строительная история Покровской церкви отразилась в стилистически неоднородном облике его объемов. Собственно храм по-прежнему представляет собой приземистый четверик, покрытый пологой четырехскатной крышей, завершенной одной главой на металлическом барабане.

Вид на храм со стороны

Южного предела

Трапезная сооружена в формах эклектики, приближающихся к барочной архитектуре основного объема. По высоте трапезная равна четверику храма, а прямоугольные апсиды5 приделов частично закрывают его боковые фасады. Колокольня церкви трехъярусная, с убывающими по объему кверху четвериками, завершенными «глухим» восьмигранным резонатором со шпилем. Архитектура ее нижних ярусов по пропорциям и декору соответствует принципам барокко.

Перестроенный в ХIХ в. верхний ярус и завершение носят черты позднего классицизма. Нижний ярус колокольни перекрыт крестовым сводом. Лестница, ведущая на верхние ярусы, устроена в толще кладки северо­ восточного пилона.

В интерьере четверик храма перекрыт сомкнутым сводом. Трапезная объединена с храмом широким арочным проходом, создавая единое храмовое пространство. Северный придел освящен во имя Николая Чудотворца, южный - во имя Аnостолов Петра и Павла.

Живопись в интерьере, посвященная сюжетам христологического и богородичного циклов, а также сценам из жития Николая Чудотворца, вьшолнена в традициях древнерусского искусства.

Несмотря на неоднократные перестройки, церковь Покрова Пресвятой Богородицы представляет значительную историко-архитектурную ценность как один из немногочисленных в Москве и ее ближайших окрестностях примеров вотчинного храма первой трети XVII в., обладающего нетрадиционным композиционным решением. Церковь охраняется государством как памятник архитектуры и является составной частью комплекса усадьбы Покровское-Глебово-Стрешнево.

Центральный вход в церковь со стороны Западного фасада (слева) и древнее вентиляционное окно на Восточном фасаде (справа).

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла  с сентября 2011 года Храм Покрова Пресвятой Богородицы получил статус Патриаршего подворья и в настоящее время  именуется как Храм Покрова Пресвятой Богородицы – Патриаршее подворье в Покровском-Стрешневе.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы – один из храмов  Российского Православного Университета  святого Иоанна Богослова.

Примечания:

(1) Четверик - в славянском зодчестве - четырехугольное в плане сооружение или его сосrавная часть. До XVIll в. в храмовом зодчестве широко было расnространено сочетание восьмерих на четверике.
(2) Лопаmка - вертикальный плоский выступ в стене, в отличие от пилястры не имеющий базы и капители. Лопатка является или конструктивным утолщением стены, или чисто декоративным элементом.
(3) Прясло - часть поверхности стены, ограниченная пилястрами, выступами лопаток, или башнями крепостной стены. 
(4) Пилястра, пилястр - плоский вертикальный (прямоугольный в плане) выступ в стене, повторяющий все части и пропорции колонны. Может быть как декоративным, так и конструктивным элементом, устраиваемым для усиления стены.
(5) Апсида, абсида - выступ здания, обычно полукруглый или многогранный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. В древнерусских храмах часто было по 3 апсиды: для престола, для ризницы и для жертвенника. 

Литература:
1. Петр Георгиевич Паламарчук «Сорок Сороков». Том 4.
2. А. В. Карпов. Историхо-культурные исследования объекта «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе».

 

История Храма Покрова в усадебном комплексе Покровское - Стрешнево (Покровское - Глебово)

ведущий: Светозарский А. К.,

проф. Московской Духовной Академии

Часть 1: 17.41 мин.

- история усадьбы,   Храма и села

- советский период

- открытие музея

Часть 2: 19.15 мин.

- владельцы усадьбы Стрешневы